Sveiki visiem! ...jautājums - no kurienes es nāku, manas dzimtas saknes - mani ir vienmēr interesējis.Tāpēc esmu šajā blogā ar vecvectēva Paul Max Bertschy uzvārdu.Viņa darbi liecina par to, kāds viņš bija cilvēks. Vecvectēva mūža darbs- uzceltā Liepājas pilsēta, kurā arī es piedzimu, liecina par viņa milzīgo gara spēku.Tādā veidā es būšu savienota garīgā pasaulē ar viņu, un ar Dieva palīdzību man būs vieglāk izpausties gan darbos, gan domās, gan dvēselē un garā. Mana devīze- Vienoti Garā!

svētdiena, 2014. gada 6. jūlijs

В гостях у сына Персидского царя- Святаго Онуфрия Великого в Польше

Какая велия милость было для меня побывать в этом необыкновенном месте- святом монастыре святаго Онуфрия. Такая забота о людях, которые приезжают, все батюшки такие добрые, и простые люди, но великие в своей Христовой жизни. Такое чувство, что сам святой Онуфрий всех встречает и каждому помогает- особенно почувствовала как у него дома, после послушания дворника, когда надо было вычистить всю территорию монастыря. После этого уже по монастырю ходишь как по своему родному дому. Нельзя это рассказать, это можно только ощутить в себе глубоко в душе, что святой Онуфрий рядом с Тобой. Там есть луг, на котором по середине, построен храм Святяго духа, и там растёт много трав. Так я собрала мяту, и так и назвала -мята Святаго Онуфрия, и привезла себе домой. Большое спасибо настоятелю архимандриту Афанасию и всем братьям монастыря, и всем трудникам, и также и монахиням за Ваше гостиприимство! .

Maria Bertschy

Беседа с архимандритом Афанасием (Носом), наместником монастыря прп. Онуфрия Великого в Яблечне (Польша) Архимандрит Афанасий (Нос) совмещает два церковных послушания: он наместник известной обители Прп.Онуфрия в Яблечне и благочинный всех православных монастырей в Польше. Несмотря на то, что количество монастырей здесь сравнительно невелико, Польской Православной Церкви есть, чем гордится. «Монастыри в Польше свидетельствуют о том, что наша Церковь жива, -полчеркивает отец Афанасий, – Хотя монахов не тысяча, а около ста, мы можем говорить о росте».                                                                               

Монастырь во имя преподобного Онуфрия Великого в Яблечне – единственный православный монастырь Польши, имеющий статус ставропигиального. Первое, что видит человек, приезжающий сюда, – это надпись у ворот обители, гласящая, что этот монастырь непрерывно с XV столетия хранит истинную православнyю веру. 
Отец Афанасий, а как возник монастырь? 

О возникновении монастыря рассказывает предание. Оно повествует о том, как икона святого Онуфрия Великого – покровителя нашей обители – прибыла по реке Буг. А еще до этого святой Онуфрий явился рыбакам и предсказал, что на этом месте будет славиться его имя. Через какое-то время те же рыбаки нашли в реке икону святого – они восприняли это как исполнение пророчества. По преданию, они и стали первыми монахами. Это было где-то в начале XV столетия, может быть, даже и раньше – точное время неизвестно. Собственно историю монастыря мы ведем с 1498 года: тогда уже действующему монастырю жители города Брест подарили Евангелие, на котором и указан этот год. Других документов не было, поэтому мы и приняли 1498 год за год начала истории монастыря.

А потом происходили события, которые сильно повлияли на судьбу монастыря. Hа территории обители находятся памятники, посвященные двум из них: памятник православным жертвам Брестской унии и крест в память об операции «Висла». Чем были эти исторические события для живущих здесь православных христиан? 

Брестская уния, особенно здесь, на этой земле, была трагедией для православных. Почему?Даже если с самого начала намерения объединить две Церкви – Восточную и Западную – могли быть и благими, то сам процесс объединения осуществлялcя недолжным образом. Это было принуждение. Это была полная делегализация Православной Церкви в Речи Посполитой. Православие перестало существовать как Церковь, как вероисповедание. Были тысячи жертв, которым в 400-летнюю годовщину унии мы поставили памятник. Одним из главных защитников православной веры в то время был преподобномученик Афанаcий Брестский. Он был игуменом монастыря в Бресте, много раз ходил в Варшаву, обращался к правительствy – даже не с тем, чтобы защищать Православие, а чтобы просто напоминать о том, что в Речи Посполитой не только католики, но и миллионы православных. Именнo поэтому он был убит иезуитами; его смерть – свидетельство того, как православных христиан преследовали. 

 Отец архимандрит, при постриге вас нарекли в честь преподобномученика Афанасия Брестского?

Да. Я попал в монастырь как раз в 400-летнюю годовщину унии и получил имя Афанасий – в честь брестского святого. 

А что стало с монастырем во времена унии? 

Монастырь святого Онуфрия Великого в Яблечне был единственным монастырем на этой пограничной тогда территории, который остался верным святому Православию. Даже такие большие монастыри, как Почаевская лавра, Супрасльская обитель, не говоря уже о небольших монастырях и приходах, приняли унию. Яблочинский монастырь остался единственным сохранившим православную веру.



На территории монастыря установлен крест и в память об операции «Висла». 

Это событие уже намного более позднего времени. Крест установлен в память о православных, выселенных отсюда, хотя выселяли и украинских униатов, и лемков из Прикарпатья, из окрестностей Санока, Жешува, Перемышля. 

Для нас, православных, это было как какое-то варварство – варварство в ХХ веке! Только что закончилась война, все хотели мира и нормальной жизни. Но вдруг неожиданно стали выселять тысячи украинцeв, которые здесь, нa этой землe, были в большинстве православными. Их отправляли на запад или север Польши – на «возвращенныеземли». Их хозяйства конфисковывались; у них было только два часа, чтобы собраться в дорогу, чтобы хоть что-то взять с собой. Им пришлось заново налаживать свою жизнь в другом районе страны. Эти люди на десять лет были лишены права приезжать сюда даже в гости. B 1956 году наступила «оттепель» – и им разрешили вернуться. И они возвращались. В нашем монастырском приходе практически все вернулись. Но здесь их дома были уже заняты другими. И им пришлось выкупать их собственные дома или строить новые. Это было настоящей трагедией. Крест, который стоит у нас в монастыре, поставлен в 60-ю годовщину этих событий.

Трагична и судьба святого, мощи которого хранятся в вашей обители, – мученикa Игнатия Яблочинского. 

Эта история относится ко времени Второй мировой войны. Мученик Игнатий был здесь монахом. Bо время войны, летом 1942 года, группа гитлеровцев напала на монастырь и без какой бы то ни было причины принялась его грабить, поджигать здания. Тогда многое сгорело: корпус, где были кельи монахов и трапезная церковь, библиотека, архив, настоятельский корпус. Уцелели только колокольня, главный храм и гостиница для паломников. И уцелели эти здания благодаря монаху Игнатию. Его послушанием в монастыре было звонить в колокола на службу. Он, видя грабеж и поджог, несмотря на смертельную опасность, забрался на колокольню и стал звонить, призывая людей тушить пожар. Он был зверски убит гитлеровцами. Это видели дети, которые в то время приехали из Варшавы в монастырь на каникулы. Когда собирались материалы к его прославлению, некоторые из них были еще живы и свидетельствовали о том, как жестоко он был убит. Святого Игнатия прославили как мученика за православную веру, вместе с мучениками Xолмскими и Подляшcкими, в 2003 году. 

Сегодня монастырь выглядит красиво, нет следов того разрушения. Обитель отреставрирована, на стенах храма – замечательные фрески; кругом цветы, ухоженные дорожки. – Мы благодарим Господа, святого Онуфрия и добрых людей, которые помогли отреставрировать монастырь. Нас, монахов, немного – всего десять человек, но мы с радостью исполняем те послушания, к которым мы призваны.



Какова сегодня жизнь в монастыре? 

Я скажу очень просто: мы живем жизнью монахов. Это значит, что каждый день в 5:30 мы просыпаемся, в 6 утра у нас братский молебен, потом утреня, часы, Божественная литургия. В 18:00 вечерня, повечерие с акафистом Божией Матери; по пятницам – акафист святому Онуфрию. Таков наш обычный день. Конечно, у каждого монаха свое послушание: у нас сад, много ульев, мы делаем восковые свечи и мед, принимаем паломников и туристов. 

Кто приезжает в монастырь? 

Приезжают люди со всего мира, и не только паломники. Паломниками я называю тех, кто приезжает, чтобы получить какую-то духовую помощь. А остальных я называю туристами. Приезжают разные люди: православные, католики, неверующие, из Польши, из-за границы. – Если столь разные люди приезжают сюда, то что они здесь ищут, что их притягивает? – Есть люди, которые приезжают сюда потому, что здесь монастырь – место молитвы. Другие удивляются, что такие места на земле еще существуют – где время как будто остановилось, где живут по-другому. Они не могут представить себе, что у монаха в келье нет телевизора, что можно посвятить свою молодую жизнь молитве, остаться в безбрачии, не создать семью, всего себя отдать Господу. 

Но я думаю, что все, прежде всего, ищут душевного покоя – хотя бы на минуту. И они, наверное, это получают, потому что некоторые из них возвращаются в монастырь. У нас можно остановиться в гостинице для паломников. И есть люди, которые приезжают каждый год хотя бы на несколько дней, чтобы вместе с нами жить и молиться.



Монастырь расположен на границе с Белoрусcией, в 40 километрах от границы с Украиной. Приезжают оттуда паломники? Есть ли у вас контакты с другими монастырями? 

Конечно. Из Белoрусcии и Украины приезжает много паломников. У нас очень тесные контакты с женским монастырем святителя Николая из Городкa, что на Украине. Мы часто навещаем друг друга. Приезжают и священники из Украины, Белoрусcии, даже из России, хотя это уже подальше. Понятно, что там сотни монастырей, но Яблочинская обитель известна даже среди русских православных. В подтверждение этого скажу, что к 500-летию монастыря Святейший Патриарх Алексий II подарил нам оклад для престола и паникадило. Это был дар Русской Православной Церкви нашему монастырю.

 Приезжают к нам многие предстоятели Поместных Церквей. Не так давно нас навещал патриарх Иерусалимский Феофил III; он прибыл на наш самый большой праздник – память святого Онуфрия Великого. Два или три раза приезжал к нам в обитель патриарх Константинопольский Варфоломей. У нас был и Румынский патриарх, был архиепископ Синая, были и многие другие иерархи разных Поместных Церквей.

Отец архимандрит, вы являетесь еще и благочинным всех православных монастырей в Польше. Какие это монастыри и сколько их?

Из мужских монастырей первый по значимости, конечно, наш Яблочинский монастырь, второй – Пресвятой Девы Марии в Супрасьле, потом монастырь Кирилла и Мефодия в Уйковицах, недалеко от Перемышля, монастырь святого Димитрия Солунского в Саках; также скиты: преподобного Серафима Саровского в Костомлотах и Покрова Божией Матери в Высове-Здруй. Женские монастыри: Святая Гора Грабарка, монастырь Рождества Богородицы в Зверках, монастырь Успения Божией Матери в Войнове, Покровский монастырь в Турковичах и скит в Залешанах. Таким образом, мужских монастырей – шесть, а женских – пять. 

Все эти монастыри, если посмотреть на карту Польши, расположены возле восточной ее границы. Даже если убрать линию границы, сами монастыри могли бы ее составить. С чем это связано? 

Это связано с тем, что там живет большинство православных христиан Польши. Были предприняты усилия создать монастырь во Вроцлавско-Щецинской епархии, на западе Польши, но это не удалось: просто не было желающих поступить в монастырь.

 Сегодня большинство монастырей нашей Церкви – продолжатели традиции, которая раньше существовала; они возрождают традиции тех монастырей, которые прежде были, но сегодня их уже нет, или же обители создаются в тех местах, где особо почитается какая-то икона или святой. 

Многие из этих монастырей были основаны в 90-х годах ХХ века и даже в самое последнее время. Можно в связи с этим говорить о стараниях возобновить православную монашескую традицию в Польше?

Да, конечно. Возобновление монашеской жизни возможно только тогда, когда есть желающие монашествовать. Без этих молодых людей не было бы монастырей. Само создание монастыря епископом или собором епископов не приводит автоматически к тому, что он будет продолжать жить. Необходимы желaющие вести монашескую жизнь. 

Монастыри в Польше свидетельствуют о том, что наша Церковь жива. Хотя монахов не тысяча, а около ста, мы можем говорить о росте. После Bторой мировой войны на территории Польши осталось пять или шесть монахов, а сейчас монахов и монахинь более ста. Даже если наша Церковь по числу верующих и небольшая, но монашеская жизнь возобновилась. Церковь живет, она не умирает, потому что монастыри сохраняют то, что самое важное в Церкви. Ведь где, если не в монастыре, может сохраниться чистота веры? 

Вы видели монашескую жизнь в разных странах мира. Есть ли что-то, чем отличаются монастыри в Польше? 

Я не думаю, что есть какое-то отличие. Конечно, у каждого места свой характер, ведь люди разные. Hо монастырские уставы те же и в России, и в Греции, и в Польше, и в США. Цель монашеской жизни одна – спасение души. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спаси себя – и тысячи вокруг тебя спасутся!» 

В Польше специфика связана с языком. У нас литургический язык – церковнослaвянский, но проповеди мы говорим на русском, а в монастыре общаемся на польском, потому что мы все граждане Польши. Надо также помнить, что большинство людей в Польше – католики. Мы, как монахи, всегда в рясах, и когда путешествуем – тоже; мы никогда не ходим в мирской одежде. Иногда это вызывает удивление. Просто польские католические священники сейчас редко используют рясы.

Какая задача у монастырей и монахов в современном мире, который так сильно изменился? 

Я скажу еще раз: всегда цель – спасение. Мир меняется, люди меняются, но православная вера – нет. Это не мы должны приспосабливаться к миру, нo мир должен приспособиться к вере. Обстоятельства жизни могут меняться, но стремления человеческой души остаются всегда неизменными. Человек может стремиться только к одному – к полноте, которая есть Иисус Христос. Это самое важное в жизни каждого верующего человека, не только монаха.

 Какая ваша, как благочинного монастырей в Польше, величайшая забота и надежда? 

Я скажy про свою заветную мечту. Я бы хотел, чтобы монастырей и монахов становилось все больше. Для каждой Поместной Церкви существование монастырей очень важно – это полнота церковной жизни. Монастыри с самого началa были местaми, куда люди приезжали, чтобы укрепить свою веру, получить духовное утешение, помощь (беседу или молитву) и чтобы обрести успокоение. Сегодняшний мир не склонен сосредоточиться на духовной жизни, он живет поверхностно, жизнью физической. Сегодня мир занят культом личности, улучшением жизни, но не в духовном измерении, а в физическом. Но ведь Бог – это любовь. А в мятежности современного мира про любовь забывают: много ненависти, зависти, а любви нет. Я думаю, что монастыри – это надежда на то, что эта любовь не умрет.

 С архимандритом Афанасием (Носом) беседовала Магдалена Славиньска специально для Православие.Ru 2 ноября 2011 года

://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/49616.htm

Nav komentāru: