Sveiki visiem! ...jautājums - no kurienes es nāku, manas dzimtas saknes - mani ir vienmēr interesējis.Tāpēc esmu šajā blogā ar vecvectēva Paul Max Bertschy uzvārdu.Viņa darbi liecina par to, kāds viņš bija cilvēks. Vecvectēva mūža darbs- uzceltā Liepājas pilsēta, kurā arī es piedzimu, liecina par viņa milzīgo gara spēku.Tādā veidā es būšu savienota garīgā pasaulē ar viņu, un ar Dieva palīdzību man būs vieglāk izpausties gan darbos, gan domās, gan dvēselē un garā. Mana devīze- Vienoti Garā!

sestdiena, 2013. gada 21. decembris

«СПАСАЙСЯ НА ГОРЕ» Фильм о литургии на Эльбрусе

«Жизнь или кошелек, – я бы так эту статью назвал», – смеется автор фильма «Спасайся на горе» иеромонах Игорь.
              
«Почему?!» «А потому, что нельзя служить одновременно Богу и маммоне. Знаете историю Лота?»
История Лота, рассказанная автором фильма
– Лот был праведник, замечательный человек, единственный, кто пошел за своим дядей неизвестно куда, когда Господь сказал Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт.12:1).
Но Лот пытался совместить две несовместимые вещи: жизнь с Богом, – благочестивую, праведную, – и жизнь, как бы мы сейчас сказали, комфортную.
Наступил момент, когда им с дядей стало тесно, Авраам предложил Лоту выбрать сторону, в которую тот пойдет, и Лот выбрал.
А где были самые лучшие, злачные места для пастбищ? Под стенами Содома и Гоморры. Вот там Лот и поселился. Стада его умножались, он богател, торгуя с содомлянами и ведя с ними дела, но, заметьте, старался при этом жить праведно, уединенно, и с ними не смешивался.
Потом, видя богатство этих городов, на страну напали.
И Лот пострадал вместе с содомлянами, – как и они, лишившись своего имущества, был уведен в рабство. Авраам выручил его, освободил, и что же? Лот должен был бы одуматься. Но нет.
Он пошел и поселился уже даже не подле, а прямо в самом Содоме, решив, что спасение  за высокими городскими стенами. Он по-прежнему пытался совместить несовместимое: служение Богу и сытую, удобную, комфортную жизнь, – служение маммоне,
До времени это получалось. А чем закончилось, мы знаем.
Он чуть не погиб с жителями города – ради выгоды, ради торговли. Господь спас его как праведника, вывел из Содома, но все, что Лот нажил, осталось там. Ничего он не смог взять с собою.
А дочки, когда уже, казалось бы, спаслись, пошли на страшное преступление: напоили своего отца, согрешили кровосмешением и зачали от него детей, – как говорят святые отцы, думая, что никто больше не выжил. Они знали, что совершают, но они выросли в Содоме и считали, что может быть, не так это и страшно, раз нужно продолжить род.
И когда Лот узнал, что случилось, то взялся за голову и убежал от них. О том, что было дальше, Священное Писание умалчивает, но Предание говорит, что Лот вернулся к Аврааму, и тот сказал ему: «Где твои стада? Где твои деньги? Где твое серебро? Твои дочери, твоя жена – где они? Ничего у тебя больше нету. Так иди и заботься теперь только об одном: чтобы не погибла твоя душа». Чем он и занимался в продолжении всей оставшейся жизни, – взрастил древо послушания, ставшее впоследствии Животворящем Древом, на котором был распят Господь.
Такая история. А смысл ее  в том, что никто не может служить двум господам.
Не можем и мы в XXI веке служить одновременно Богу и маммоне.
Пора вернуться на Кавказ
Спасение невозможно без подвига, без утеснения себя, и это – одна из главных тем фильма «Спасайся на горе», в основу которого легла история экспедиции на Эльбрус, предпринятой с тем, чтобы отслужить на вершине самой высокой горы России и Кавказа Божественную литургию.
Восхождение
Восхождение
Мотивы подобных действий не сразу понятны со стороны. Зачем, к примеру, епископ Нарьян-Марский, Преосвященный Иаков идет с экспедицией на Северный Полюс? Зачем некий иеромонах вместе с друзьями карабкается на высочайшую гору Кавказа и России, на вершине которой в палатке, сдираемой яростным ветром, служит, отогрев на пару окаменевшие от мороза просфоры, Литургию, – полным чином, не торопясь, там, где опытные альпинисты не находятся более нескольких минут?
Восхождение духовное невозможно без физических усилий, – можно было бы сказать, что это известная мысль, не будь она известна нам главным образом в теории.
Люди стараются во все привнести комфорт – хотят быть христианами и одновременно жить «как в Европе». Современному христианину, например, ничего не стоит на время разрешить себя от поста, если на него приходится день рождения, да и вообще среды и пятницы сегодня мало кто держит.
«Сегодняшний христианин хочет по-демократически разделить себя между миром и заповедями Евангелия», – пишет Михай Кристя, говоря о том, что «веру свою мы зачастую исповедуем на половину или на четверть, чтобы “не соблазнить” мир, а на самом деле, чтобы не лишиться одобрения мира и дружбы с ним».
Это приводит в том числе и к тому, что пока мы стесняемся быть такими «косными» или «старомодными», как наши предки, исконно христианские земли заполняются людьми, не принимающими Христа и исповедующими совсем другие ценности.
В день славянской письменности и культуры мы с автором фильма иеромонахом Игорем (он в Москве фильм заканчивал) отправились на Красную площадь, где был большой концерт: выступали 2000 хористов. Публика пришла, но не то, чтобы заполнила площадь до отказа – тем более, что накануне прошел сильный дождь. Мокнуть никому не хотелось. Мне по интеллигентской привычке всё не нравилось: и ходившие в небе тучи, и ведущие, и усы у солиста... Вдруг слышу: «А представляете себе, если бы мусульманам дали на Красной площади что-нибудь подобное устроить? Они бы все пришли, - все, что в городе есть. Продемонстрировали бы своё единство. А нам – ничего не надо». И это правда.
Но пора вернуться к фильму, Северному Кавказу и восхождению на Эльбрус, Божие благословение на которое явилось в том числе и в чудесном явлении Иверской иконы Пресвятой Богородицы в храме, где служит отец Игорь.
Явление Иверской иконы
Жил-был один человек, раб Божий Сергий, который все не мог понять, нужно ли ему идти монашеским путем или следует жениться. Была у него любимая икона, Иверской Божией Матери, покровительница монашества, которую он возил с собой, пока несколько лет скитался по Отечеству, но так все устроилось, что в итоге он женился. И он повесил икону в красный угол. И вот однажды явилась ему в тонком сне Пресвятая Богородица и повелела отдать Свою икону в храм святого великомученика Георгия Победносца в Тырныаузе. Он какое-то время медлил – потому что очень любил этот образ, – но, в конце концов, препроводил. И наПреображение Господне икона в храм и пришла. А как раз на следующий день начиналась экспедиция.
Иверская икона Божией Матери, пришедшая в храм накануне экспедиции
Иверская икона Божией Матери, пришедшая в храм накануне экспедиции
Взяв икону с собой, иеромонах Игорь и его друзья  певчий из Москвы Виктор Арчвадзе и профессиональный путешественник Александр Волощук  вышли на восхождение.
Последняя часть которого оказалась очень тяжелой.
Об этом ни слова нет в фильме  как поднявшись на седловину между вершинами, они едва не отступили назад. И как по всей седловине раздавался вой, а животных тут никаких не бывает. И как они молились – «Господи, помоги, Божья Матерь, помоги, все святые, помогите!» – и чуть не плакали, из последних сил взбираясь вверх с тяжелой ношей (палатка, облачение, кадило, все, необходимое для службы, – а в разряженном воздухе каждый грамм имеет огромный вес).   
А о том, как начали служить Литургию, и налетела страшная непогода, будто все окрестные бесы восстали против них, – об этом в фильме есть. И о том, как точно на «Милость мира, Жертву хваления», воссияло солнце, тоже.
Но весь фильм не перескажешь, и все его смыслы в одной статье не передашь.
Поэтому скажем только ещё об одной его теме.
Литургия на вершине Эльбруса
Литургия на вершине Эльбруса
«Горы учат богопознанию. Белизна ледников, ослепительная при солнечном свете, как поверхность огромных зеркал, и отливающая голубизной в лучах зари, – это образ души, погруженной в молитву и созерцание, в которой отразился Фаворский свет Преображения, свет, который делает душу ангелоподобной и прекрасной», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин), чьи слова вы тоже услышите в этом фильме). Лучше отца Рафаила, называющего Кавказ «троном Божества», о горах, пожалуй, никто не писал.
И когда смотришь на мир с вершины горы, то видишь его совсем по-другому.
Вон, цепляя облака, высятся рубленые скалы Северного Кавказа. За ним, до самого Белого моря, простирается Россия. С другой стороны, за главным Кавказских хребтом, лежит Грузия – древняя Иверия, первый Удел Божией Матери. В хорошую погоду с вершины Эльбруса можно разглядеть Черное море.
«Здесь, у Главного Кавказского хребта, мы представляем себя стоящими у амвона. Если всю Россию представить храмом, то, несомненно, ее амвоном станут предгорья Кавказа, потому что там, за хребтом, за Кавказом, находится Алтарь: Святая Земля», – любит повторять епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
А все вместе – Божий мир. В который мы пришли, чтобы служить Богу, а не себе и маммоне.
Так что, пожалуй, жизнь, а не кошелек.
Вид на Эльбрус от часовни на вершине Чегета, воздвигнутой матушкой Екатериной, вдовой убиенного иерея Игоря Розина
Вид на Эльбрус от часовни на вершине Чегета, воздвигнутой матушкой Екатериной, вдовой убиенного иерея Игоря Розина

Nav komentāru: