Sveiki visiem! ...jautājums - no kurienes es nāku, manas dzimtas saknes - mani ir vienmēr interesējis.Tāpēc esmu šajā blogā ar vecvectēva Paul Max Bertschy uzvārdu.Viņa darbi liecina par to, kāds viņš bija cilvēks. Vecvectēva mūža darbs- uzceltā Liepājas pilsēta, kurā arī es piedzimu, liecina par viņa milzīgo gara spēku.Tādā veidā es būšu savienota garīgā pasaulē ar viņu, un ar Dieva palīdzību man būs vieglāk izpausties gan darbos, gan domās, gan dvēselē un garā. Mana devīze- Vienoti Garā!

pirmdiena, 2013. gada 4. novembris

Каким должно быть православное церковное пение?

Вот ещё одно богослужение спели и слава Богу. Начинала петь в субботу вечером вдвоём с Иваном (певчий баритон) и думала уже не запишу никак Степенный антифон Ионафана (Елецких) второго гласа, но видимо очень велико было моё желание, народ «подтянулся» к службе и Степенна размещена в Ютубе. Небольшие «косячки» не помешали мне принять решение на её публикацию.
Осталось 4 глас записать и опубликовать и далее наполняю, вернее дополняю аудио — партиями каждую из них. Позже перемещу их в раздел «Спевка», а возможно сделаю несколько спевочных страниц для каждого типа богослужений (Вечерня, Утреня, Литургия, В.пост и т.д.). Естественно, все будут только с аудио-распетыми партиями для скачивания и удобного разучивания.

Если вас на клиросе двое, в терцию петь не обязательно.

В субботу, когда пели вдвоём 103 псалом Самарина, я заметила следующее. Партитура написана для четырёхголосного состава, но и звучание только двух партий из четырёхслушалось вполне прилично. Это относится к хоровым духовным произведениям, которые написаны не в стиле партеса, а, сохраняя традиции православного церковного пения, имеют некоторую распевность, подголосочность что ли и прочие элементы древнерусского церковного пения, позаимствованные из русской народной песни.
Даже нет, не так, не подголосочность, а мелодичность каждой отдельно взятой хоровой партии. Попробуйте спеть тенора, к примеру с басом, без сопрано и альта у того же Ломакина, Бортнянского и других представителей Петербургской церковно — певческой и композиторской школы. Или альта с басом, как у нас в субботу… Будет что то не понятное и не мелодичное, так как будто не до конца решённая задачка по гармонии одного из студентов консерватории.
И взять, к примеру, песнопение любого представителя Московской церковно — певческой школы или относящего себя к таковой. Спев того же тенора с басом, вы получите полное представление о целостности произведения, о его мелодической и гармонической наполненности. И это не смотря на то, что из четырёх-шести — восьми голосной партитуры звучат только две партии.
Да вы и сами посмотр’ите, я опубликую на днях буквально аудио — уроки с каждым голосом к Степенне 1 гласа Ионафана (Елецких). Каждое аудио будет звучать в двухголосном варианте, где один голос, который разучивается вами — поётся, а другой — играется на фортепиано для лучшего гармонического восприятия.

Так каким должно быть православное церковное пение?

Вернёмся к Степеннам. Мелодизм здесь буквально «зашкаливает» и звучание даже только двух (любых) партий допустимо на клиросе при богослужении. Потому как, если в одном из голосов выдержанные звуки, то в другом обязательно присутствует некоторое мелодическое развитие и движение. Своего рода мелодия и иссон.
И партии все абсолютно имеют самостоятельное музыкальное движение, что нельзя сказать, к примеру, о духовных произведениях гармонического типа. Ведь там предполагается мелодическое развитие преимущественно только верхнего голоса (как правило у сопрано). Все остальные партии играют роль некоторого аккомпанемента к основной мелодии.
Ещё я в себе заметила одну положительную вещь. С тех пор, как я стала служить по седмичным дням в монастыре, это отразилось и на пении в Атаманово. Опять я стала ещё больше ценить то, что оно (Атаманово) у меня есть и петь более спокойно (опять же положительный отголосок монастыря). Не, ну надо же что — нибудь и положительное отыскать в моём монастырском послушании, так пусть будет хотя бы это (спокойствие, только спокойствие). :)
И хотя я своих атамановских певчих постоянно держу в тонусе (не позволяю ни минуты расслабляться), наше атамановское пение (по моему сугубо личному мнению) превосходит пение монахинь в монастыре. Как в певческом плане, так и в духовном. Мне, например, очень трудно молиться при фальши и «шипении» вместо пения, которое раздаётся из уст даже такой высоко духовной и праведной особы, коей является певчая монахиня Безруковского монастыря.
Ведь фальшь на клиросе просто разрушает любой мой, даже самый маленький (если он вдруг у меня грешной появляется) молитвенный настрой. Если песнопение поётся вялым звуком и невнятно проговариваются согласные, зато шипящие и свистящие почему то удлиняются в пении, придавая и впрямь какое то зловещее шипение всему звучащему в храме. То здесь нет молитвы у меня, так как я вся, как струна в напряжении от того, что Богу пою плохо.
Ведь могу себе позволить пропустить вечернее или утреннее молитвенное правило, но когда пение на клиросе совершается плохо и я к этому причастна, переживаю так, как будто произошла моя личная драма или беда. Поэтому всегда строжилась над любым клиросом, с которым работала, не позволяя халтурить и выжимая, порою, все соки из певчих и прежде всего из себя.

Не навреди…

Какое оно, православное церковное пение? Хочешь Богу служить — будь добр выкладывайся на 250% или пошёл вон с клироса! Извините, что грубо, но иначе никак. Иди подсвечники чистить или полы в храме мой. Работа добрым людям всегда найдётся. Потому как негоже тебе православное церковное пение своим козлогласиемотношением гробить.
Пой так, как будто завтра тебя не станет, как будто сегодня у тебя последний шанс оправдаться перед Богом за все свои грехи и своим пением хоть немного их загладить и умалить. Ведь храмы наши православные пустые стоят. Особенно в субботу. Особенно в маленьких посёлках и деревнях. И это на Руси Православной?!
У сектантов полторы тысячи за воскресенье народу приходит на богослужение, а у нас в храмах города (со всех вместе взятых) тысяча человек наберётся? Вряд ли… А если ещё и православное церковное пение оставляет желать лучшего… Потому как чтобы попасть в группу прославления (это на нашем языке у сектантов клирос), нужно  настолько постараться и по усердствовать, и это право заслужить! А у нас что?
Аааа… Батюшка благословил петь на клиросе, пойду петь. Хорошо, иди. Но помни о том, Кому и перед Кем ты поёшь. Нет слова «не могу», есть слово «не хочу». НЕ ХОЧЕШЬ — НЕ ПОЙ. Отойди, уступи место более достойному. Даже если этот достойный будет стоять в совершенном одиночестве. НЕ НАВРЕДИ.
Тогда и за православное церковное пение, и за всю нашу Церковь Русскую гордость (в хорошем смысле этого слова) и радость будет в душе у всех, кто пришёл помолиться в православный храм. Ведь там наступит полное отсутствие козлогласия небрежного пения, а вместо этого будет слышен лишь ангельский глас поющих на клиросе.

1 komentārs:

Alex teica...

Lūk,to es saprotu!Stingri un konkrēti!